Разноцветные ленты

09.03.2017


Правда, Мейерхольд от разрывания занавеса отказался. Быть может, потому, что подобная операция уже проделывалась пять лет тому назад Будетлянскими силачами в «Победе над Солнцем», а определенная преемственность его постановки «Мистерии» по отношению к экспериментам «первого в мире футуристов театра» была и без того очевидной: из участников того эксперимента, кроме самого Маяковского, на афише спектакля значился также и К. Малевич. Он был приглашен для оформления «Мистерии-Буфф». В результате идею уничтожения реликвий старого театра Мейерхольд воплотил в несколько иной по форме, но аналогичной по смыслу акции «нечистых»: они срывали и разрывали афиши, прикрепленные к обычному бархатному занавесу петроградских театров (возможно, среди них были и афиши александрийских и мариинских спектаклей самого Мейерхольда), которые и выполнили здесь функцию вещественных объектов символически значимого действия актеров. Ищете ремонт джип либерти автосервисы москвы? Специалисты СТО Все внедорожники выполнят необходимые работы максимально быстро и качественно.


Если в «Мистерии-Буфф» акция уничтожения «реликвий старого театра» была запрограммирована автором пьесы, то в постановке «Самое главное» Н. Евреинова (театр «Вольная Комедия», Петроград, 1921) кульминационный момент сценического действия четвертого акта, обозначавшийся неожиданным для зрителей падением сверху занавеса из разноцветных лент, был придуман художником Ю. Анненковым. Ничего подобного ни у драматурга, ни у режиссера Н. Петрова и в мыслях не возникало. По пьесе требовалось, чтобы каким-то образом произошло мгновенное преображение бедной меблированной комнаты в пространство карнавального бала. Эту задачу и решал придуманный художником занавес, который вторгался в действие как его «живой динамический элемент». Разноцветные ленты, подобно огромному серпантину, «вихрем разлетались по всем направлениям - вправо, влево, в глубину сцены и через рампу над первыми рядами кресел». Потом ленты смирились и сомкнулись волнующейся полосатой стеной. Они участвовали в действии и в последующие его моменты. Так, когда начинался общий танец, «вся сцена заколыхалась в волнах ленточного моря. Влюбленная девушка забросала серпантином Пьеро... Серпантин перемещался с занавесом».