Чехия дешево

07.02.2017


Работая в 1923 году над пьесой «Люди» В. Газенклевера (авторская ремарка которой гласила: «Время - сегодня, Место - мир»), Л. Моголи-Надь предложил еще один изобразительный образ обобщенно-глобального масштаба: перед зрителями должна была предстать (спектакль остался неосуществленным) композиция, симультанно соединявшая и бескрайность неба, прочерченного солнечными лучами, и бескрайность земли, превращенной в гигантское нескончаемое кладбище. А тремя годами ранее близкий по духу изобразительный образ увидели уже воплощенным на сцене зрители пражского театра на Виноградах. В постановке «Бури» В. Гофман, представитель экспрессионизма в чешской сценографии, развернул грандиозное живописное панно космогонического содержания: небосвод, звезды, огненный шар солнца с розовыми лучами, обретавшими форму вытянутых человеческих фигур, наконец, образованные из голубых туманностей огромные лики неких мифически-божественных сверхъестественных сил, обративших свой взор на сцену, на мельтешащихся там шекспировских персонажей. Хотите отдохнуть чехия дешево? Посмотрите отели чехии на http://www.tui.ru.


В целом ряде спектаклей экспрессионистического театра художники создавали изобразительный образ современного города как некоего мегаполиса, враждебного герою пьесы, окружавшего его со всех сторон, угрожающе нависавшего над ним. Тема урбанизма имела для театра 20-х годов общее значение и получила выражение не только у экспрессионистов, но и у художников других направлений, прежде всего у конструктивистов, которые, однако, находили, как увидим далее, несколько иные формы ее сценического воплощения, отличные от рассматриваемых здесь изобразительных персонажей. Урбанистические мотивы сохраняли свою актуальность и в театре первой половины 30-х годов, причем именно в виде изобразительных персонажей. Таковыми должны были быть образы, созданные Ф. Деперо для задуманной им и Мясиным постановки балета «Новый Вавилон» (1930). Спектакль остался неосуществленным, но эскизы Деперо вошли в историю театра как единственная в своем роде попытка столь емко, обобщенно и концентрированно раскрыть данную тему языком футуристической пластики. При этом художник рассчитывал на высокие технические возможности сцены нью-йоркского театра «Рокси», о которых он и его коллеги-футуристы могли лишь мечтать, когда занимались у себя, в Италии, поисками способов динамизации театрального зрелища.